Я обнаруживаю в
своем переживательном\проживательном опыте
3 этики:
1. этика
справедливости
2.этика добра
3.этика сердца
Первая базируется в
уме\эго и переживаются в виде цепочки:
некий прецедент -> реакция - ощущение несправедливости -> эмоция возмущения -> а затем,
возможно, "праведные действия
или мыслительное пережевывание.
Вторая
обнаруживается в виде такой цепочки: прецедент -> обнаружение
возможности совершить "добрый"
поступок -> сам поступок -> удовлетворенность (удовлетворенность ума,
поскольку базируется тоже в нем)
Третья выглядит как
обнаружение себя уже в действии, либо в сканировании пространства (вначале
близи, а потом и удаленного).
Мои личные
"переживательно\проживательные" примеры, связанные с включением этики
добра и этики сердца:
1.
Одна моя знакомая занималась в некоей духовной школе и доросла до уровня
учителя, набрала группу и буквально "завтра" должна была начать первое занятие. Она готовилась к этому
событию: постилась и даже практиковала уже в течении двух месяцев
"целибат".
Мы с ней
прогуливались по старому району города с узкими улочками и малоинтенсивным
движением транспортных средств. И вдруг на противоположной стороне улице
показалась старушка с палочкой, которая
собиралась пересечь проезжую часть. Моя приятельница метнулась ей на помощь и
помогла совершить этот "переход", чем и осталась очень довольна. Но
меня смутила то, что до этого " Тимуровского поступка" я слышал
бодрое, и я бы сказал, оптимистическое постукивание палочки об асфальт, а после
услышал удаляющееся немощное и унылое.
2.
Я ехал на автобусе на работу и дремал (практически спал) сидя в кресле, и вдруг
обнаружил себя перемещающимся в направлении открытой двери. Когда глаза совсем
проснулись, я разглядел, что в дверь автобуса пытается подняться молодая
женщина с коляской, которой, похоже, это никак не удавалось, но она никого не
просила.
3.
Я еду в метро. Народу много. Я сижу и дремлю. И вдруг "слышу" какой то позыв и как бы
напряжение в пространстве. Открываю глаза и обнаруживаю (не сразу) на некотором
расстоянии, примерно за двумя стоящими пассажирами старушку с сумками одетую по
"деревенски". Глядя на нее возникает ощущение, что она с утра
накормила скотину, "сбегала" на свою картофельную делянку в трех -
четырех километрах от дома, собрала две сумки с солениями варениями и другими
"дарами" сельской жизни и поехала навестить дочку в город. Лицо у нее
усталое но "благообразное". Я прошу ее занять мое место, но она
отказывается, говоря, что ей ехать всего три остановки. Я все-таки уговариваю
ее сесть, и "труд-ность" в пространстве сразу ослабляется и исчезает.
Во втором и третьем
случае присутствует некий запрос - нужда (глубинная, не как умственное понятие)
и слышание нужды. Я в то время сам уже длительное время находился в состоянии
"нужды" в связи с моими проблемами
и был способен услышать-откликнуться на соответствующий
"запрос". И я думаю дело тут не в приобретении этого канала
"слышания", а в его "очистке" от "глухоты, шумов и
работы механизма предположений (опережающего отражения) работы ума. В идеале ум
дисциплинированный становится инструментом, действие "опережения"
которого мы в состоянии различать и контролировать. Этот контроль появляется в
результате работы непосредственно со своими нуждами, и различением в них слоя
истинных нужд - сердца, и
"плевел" - работой механизма упреждения (ума). Ум по своей природе -
волк (манипулятор), и сколько бы он не рядился в овечью шкуру и не подстригал
когти перейти полностью на питание травкой он не способен. Хотя для
практического выживания он конечно-же нужен. Вопрос в том "кто в доме
хозяин, а кто - слуга". Хороший слуга это только исполнитель (механизм) не
пытающийся помочь хозяину, когда его об этом не просят. Проблема здесь еще и в
топологии восприятия пространства того и другого. Сердце "работает" в
пространстве "близи", а ум мыслит (моделирует-упреждает) в
"метрике". Этика добра это мост между умом и сердцем, вернее та его
половина, которая исходит со стороны ума. Развивай "не сердце ума, а - ум
сердца" говорит старец. Для созидания второй половины моста нужно работать
с сосудом души - сердцем. А для этого нужно вырваться из-под власти ума –
необходима практика выхода на повышенные режимы. Например, мне знакома практика
повышенных холодовых нагрузок (моржеванием занимался 10 лет). Оказывается, что это не наращивание
мощности тепловой компенсации, а практика включения определенных режимов уже
имеющихся в механизме работы нашего
Гомеостаза* + тренировка работы
механизмов Адаптации, которые включается в "переходах" - зазорах
между этими уровнями. Нужда "обитает", кстати, именно в этих зазорах,
а не в уверенных (хотя и предельных) состояниях включенности адаптационного
механизма. Также немного знакома практика включения "повышенности"
через контактные БИ. Мы с женой иногда практикуем "осознанный"
волейбол, где выход на повышенность\предельность достигается сознательно путем попыток брать
совсем неберущиеся а также улетающие далеко мячи +акцент на правильную работу
рук, ног и корпуса +эффект купола, задаваемый траекторией мяча. Здесь мы
выходим на состояния самоосознанности, где и обнаруживаем (проживательно) зазор
между мгновениями игровых действий и пребывание в миге (как бы остановка
времени, взгляд на ситуацию еще и со стороны и отчетливость осознания и даже
зрительного поля).
"Небо
откликается только на нужду" пишет даосский авторитет. Да и в христианстве
показано, по крайней мере в русской литературе (если не ошибаюсь у Лескова),
что когда хотят донести до неба актуальный запрос, то следует попросить
помолится о нем человека нужды.
Нужда - это не
обязательно связано с лишениями и страданиями. Главное в ней снятия
"зазора", например - работы ума. В одной работе советских социальных
психологов (конца застоя) исследуется феномен коллективизма через
взаимодействие в группе. Они даже изобрели прибор для измерения наличия
коллективности и его степени в совместной деятельности. Это был комплект из
двух одинаковых столов, со сложными прорезями в столешнице. По этим прорезям
необходимо было провести штырь из начала в конец. Управление его скоростью и
смещение в разные стороны было распределено на разные рычаги, которыми
управляло несколько участников. Психолог поддерживал в эксперименте дух
соревновательности двух групп и измерял время в двух сериях
"соревнований", когда "наказание" (неприятный звук в
наушниках или слабый разряд тока на ручки управления) за касание штырем края
прорези получал каждый участник и когда "наказание" давалось только
одному. В группе, где существовала коллективистичность это время почти не
изменялось, и, наоборот, там где ее не было ускорялось существенно. В первую
очередь "коллективисткими" оказывались люди из бригад монтажников
или, добавлю от себя,- "потенциальных монтажников", а
противоположными им представители криминальной среды. Ю.М. Лотман описывает это
свойство, как "внутреннюю интеллигентность", а я называю ее
Свойством. свойство (с маленькой буквы) - это производное от
"свояковости", построенной на отношении "свой - чужой", а
Свойство (с большой буквы) - способность быть своим самой своей основе.
Человек имеющий
"Свойство" способен к непосредственному отклику, без рациональной
обработки информации (зазора). Он способен действовать, опираясь на импульсы
нужды другого. Эти сигналы воспринимаются столь глубинным (сердцем), что не
возникает даже различения от кого исходит этот запрос - от своего или от
"ближнего" тела или сознания.
===============
Надеюсь, что
читатель понимает, что способ описания этого сообщения имеет целью не рекламу
себя-любимого, а только желание опираться только на непосредственно прожитое и
пережитое.
--------------------------
* - академик Амосов описывает 4 уровня - режима работы
механизма гомеостаза. К сожалению, не смогу дать точную ссылку, так как не
помню, в какой работе это описывается. Он приводит такой пример:
Мальчик, которого
вечно кутают и предохраняют от любого сквозняка…
Вот он уже
молодой человек, играющий на скрипке и
часто болеющий…
Война (Великая
Отечественная)… И. вот мы уже видим
этого молодого мужчину, который спит на "голой" земле в окопе, накрывшись одной лишь шинелью, а сверху
падает мокрый снег. У него не обнаруживаеся даже насморка.
***
***
Исследовалась
колония сусликов. Когда год был неурожайный, колония выживала по
"коллективистскому" принципу - сообща. Когда год был изобильным -
наступал "грызняк" - колония рассыпалась на индивидуальные семьи и
заодно расширяла территорию обитания колонии.
Люди имеющие
внутренний отклик на нужду способны к коллективизму и совместности, а неимеющие
оного, даже при всей их "идейной праведности" лишь притворяются
любящими. Ум -"великий притворщик" замещающий подлинность
подстановками вплоть до симулякров. Подлинность - есть отчизна сердца - третьей
сигнальной системы, и только на ней можно выстроить подлинную социальную
справедливость. Но, когда наступает
изобилие, - включается инструмент "грызняка" - ум, и заместо
распределения "общака" по нужде, приходит возня перераспределения (с
эффектом обделения). В этом месте ум конечно нужно "окультуривать"
этикой справедливости и далее добра.
«У кого нет в душе Цветка, тот подобен зверю» (Басе). Я бы перефразировал: "У кого нет отклика на нужду, тот
подобен зверю". И с тем нужно "держать ухо востро". У Руми есть
притча о том как один дехканин спас жизнь медведю, и тот ходил за ним мечтая
отплатить. И вот, когда дехканин уснул под деревом, ему на щеку уселась муха и
стала надоедать. - Медведь наконец-таки увидел возможность отплатить добром за
добро, взял дубину и …
1) Пробуждение
сердца, затем 2) "хранение сердца" (при наступлении грызняка
изобилия) и наконец - 3) "умное сердце".
Комментариев нет:
Отправить комментарий